Главная
Регистрация
Вход
Среда
15.05.2024
23:57
Приветствую Вас Гость | RSS
"РОСТОК" сайт педагогических работников ДОУ Балаковского муниципального района

Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи, консультации, представление педагогического опыта [110]
Конспекты, презентации [147]
Проектная деятельность [24]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 Каталог статей 

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста: традиционная и нетрадиционная формы.

Подготовила Рябова Ирина Николаевна

В любом развитом обществе нет более важной и главной ценности, чем здоровье детей, а, следовательно, приоритет должен быть отдан решению в первую очередь задач, связанных с детским здоровьем.

            Главная цель физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, чтобы удовлетворить естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и физического развития детей.

            Регулярные физические упражнения полезны в любом возрасте абсолютно для каждого человека. А для ребенка занятия спортом делают возможным не только развитие мышц, укрепление здоровья и эффективное физическое развития. Спорт также воспитывает характер, позволяет выработать внутренний стержень, готовность к испытаниям и борьбе, психологическую стойкость к проблемам. Поэтому дети, которые с ранних лет занимаются спором, быстрее своих сверстников развиваются физически и психологически.

              Благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ребенку, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

              В связи с этим культура здоровья является составляющей общей системы культуры. Это обусловлено тем, что эволюция возможна только в здоровом обществе, и говорит о неизбежности формирования культуры здоровья – индивидуальной и популяционной.

Формы организаций физического воспитания дошкольников.

Формы организации физического воспитания представляют собой воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности детей, основу которого составляет двигательная активность ребёнка. Совокупность этих форм создаёт определённый двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.

К формам организации физического воспитания детей относятся: физкультурные занятия; физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры) и повседневная работа по физическому воспитанию детей (подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с детьми, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений, прогулки).

Нетрадиционные формы организации физкультурно- оздоровительной работы в детском саду.

        В последние годы интерес к нетрадиционным формам проведения занятий ДОУ значительно усилился.  Это связано с различными преобразованиями, активном внедрении в практику различных педагогических инноваций, авторских программ и учебников. Нетрадиционные занятия – это занятия, которые отличаются по организации деятельности, по структуре содержания, по использованию в подготовке средств обучения, а также по характеру взаимоотношений. Нетрадиционное занятие отличается от традиционного: по подготовке и проведению; по структуре занятия; по взаимоотношениям и распределениям обязанностей между педагогом и воспитанниками; по подбору учебных материалов и критериям их оценки; по методике оценки деятельности.

Применение нетрадиционных форм занятий – это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких занятий гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть. Благодаря нетрадиционным формам занятий снимается напряжение, оказывается эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Проведение таких занятий свидетельствует о попытках педагогов перейти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия.

 Оздоровительный бег.

Наиболее доступная форма - оздоровительный бег (дозированный), который дает детям эмоциональный заряд бодрости и духовного равновесия; тренирует дыхание, укрепляет мышцы, кости, суставы. Оздоровительный бег должен проводиться с небольшой подгруппой детей (5–7) человек, при этом учитывается физический уровень подготовленности детей. В старшем дошкольном возрасте пробегают в среднем темпе без остановок от 950 м до 1600 м– за промежуток времени от 5 до 11 минут. Бег заканчивается постепенным замедлением темпа и переходом на обычную ходьбу с выполнением дыхательных упражнений, затем упражнения стоя на расслабление мышц. Оздоровительные пробежки целесообразно проводить не менее 2 раза в неделю в дни, когда нет физических занятий, во время утренней прогулки, а также в холодное время года в конце дневной прогулки.

 Фитнес- технологии.

В практике физкультурно- оздоровительной работы дошкольного учреждения часто используются  фитнес- технологии: ритмическая гимнастика, фитбол, игровой стетчинг, аэробика на степ платформах.

Музыкально-ритмическая деятельность

Комплексы ритмической гимнастики могут включаться в утреннюю гимнастику, физминутки. На физкультурных занятиях используются во всех частях: в подготовительной части как ОРУ; в основной решают задачи развития чувства ритма, пространственых представлений, координации движений; в заключительной- способствуют релаксации, снятию утомления от занятия.

Фитбол- упражнения на мяче. При систематическом применении фитбола укрепляются все основные группы мышц, создавая сильный мышечный корсет вокруг позвоночника, усиливается кровообращение, обмен веществ, развивается выносливость, сила, координация движений. Упражнения фитбол – гимнастики просты по структуре движений. При выполнении упражнений дети приучаются регулировать свои движения, сначала по указанию педагога, затем самостоятельно. Кроме того, они получают представление о силе, скорости, ритме, амплитуде движения. Эти упражнения проводятся на физкультурных занятиях со всеми детьми, в качестве индивидуальной работы, в спортивных развлечениях, самостоятельной двигательной деятельности детей.

Игровой стетчинг - это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.  Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг повышает общую двигательную активность. Упражнения стретчинга направлены на формирование правильной осанки. Кроме этого, развивается эластичность мышц, воспитывается выносливость и старательность.

Одно из современных направлений физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста - занятия аэробикой (система общеразвивающих и танцевальных упражнений, энергообеспечение которых осуществляется за счёт использования кислорода, выполняемых под музыкальное сопровождение, объединенных в непрерывный комплекс).

С теп-аэробика - один из самых простых и эффективных стилей и направлений аэробики. Степ-аэробика – это ритмичные движения вверх и вниз по специальной степ-платформе, высота, которой меняется в зависимости от уровня сложности упражнений.Степ-аэробика развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие, укрепляет мышечную систему, улучшает гибкость, пластику, восстанавливает тонус тела, нормализует деятельность сердечно-сосудистой системы, помогает выработать хорошую осанку, красивые, выразительные и точные движения, способствует гармоничному развитию.

Комплекс упражнений состоит из подготовительной и основной части. Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Все упражнения основной части выполняются на степе в легком танцевальном ритме с небольшой амплитудой. Заканчивается комплекс аэробики упражнениями на дыхание и расслабление, выполняемыми в медленном темпе. Один комплекс степ-аэробики, как полное занятие, выполняется детьми в течение трех месяцев, некоторые упражнения по мере их усвоения могут изменяться и усложняться. Степ-платформа используется разнообразно: в качестве оборудования для формирования основных видов движений: бег, ходьба, прыжки, ползание; для подвижных игр; для проведения эстафет; для выполнения ритмических композиций, танцевальных движений.

 Кинезиология, как оздоровительная форма, применяемая в умственном и физическом оздоровлении дошкольников.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.

 Цель: Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Задачи: синхронизировать работу полушарий; развивать мелкую моторику, память, внимание, речь, мышление.

Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения. Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением. Для того, чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария: левое полушарие - правое полушарие. Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое –отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.

Упражнения проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному;

-занятия проводятся утром, ежедневно, без пропусков;

-занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

-от детей требуется точное выполнение движений и приемов;

-упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

-упражнения проводятся по специально разработанным комплексам две недели.

Все упражнения   целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии. 

Одним из главных направлений работы ДОУ являются обеспечение благотворных условий для сохранения и укрепления здоровья детей.

С целью улучшения здоровья детей дошкольного возраста в систему физического воспитания в детском образовательном учреждении должны быть включены различные формы занятий физические упражнениями, повышающие уровень двигательной активности детей.

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста планируется в соответствии с принципами последовательности, систематичности, комплексности использования естественных сил природы и гигиеничных факторов, а также методов оздоровительной направленности.

Эффективность оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста будет зависеть от использования средств оздоровления и уровня владения педагогами методикой организации и проведения традиционных в сочетании с нетрадиционными способами оздоровления.

На данный момент существует множество нетрадиционных форм проведения и методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом. Но эффективность нововведений зависит от знания методики, систематичности и рациональности ее использования.

 

Библиографический список

1. Кенеман А.В. Теория методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М., 1978. - 272с.

2. Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. - М., 1981.-160с.

3. Матвеева А.П. и Мельникова С.Б. Методика физического воспитания с основами теории. - М ., 1991.

4. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М., 1986. -304с.

5. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5—6 лет. — М., 1988.-143с.

6. Тонкова - Ямпольская Р.В. и Чертова Т.Я. Воспитателю о ребёнке дошкольного возраста. - М., 1987. - 224с.

7. Уварова З.С., Спирина В.П., Юрко Г. П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. - М., 1963.

8. Фонарёва М. И. Развития движений ребёнка - дошкольника. - М., 1975.-239с.

9. Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М., 1976.

 

Категория: Мои статьи, консультации, представление педагогического опыта | Добавил: lebedeva (21.10.2022)
Просмотров: 167
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz